Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях профильного обучения
Год сдачи (защиты) дипломной работы: 2011 г.
Объем: 74 стр.
Содержание дипломной:
Заданная тема1: Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях профильного обучения
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения 9
1.1 Характеристика профессионального самоопределения учащихся в образовательной науке и практике. Принципы профессионального самоопределения учащихся 9
1.2 Старший школьный возраст в отечественной возрастной и педагогической психологии. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников. 20
1.3Формы и методы стимулирования профессионального самоопределения учащихся старших классов в условиях профильного обучения. 29
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения 36
2.1Первичная диагностика особенностей профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения 36
2.2 Экспериментальная проверка и анализ результатов эффективности программы социально-педагогического стимулирования профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения 52
2.3Методические рекомендации социальному педагогу по стимулированию профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения 63
Выводы по главе 2 67
Заключение 68
Список литературы 70
Приложения 75
Выдержка из дипломной работы
Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях не позволяет выстроить эффективную систему, направленную на осознанный выбор будущей профессиональной деятельности. Большинство выпускников и их родителей отдают предпочтение тому, чтобы знать основы «главных» предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться. Основная задача руководителей и педагогов – создать условия для открытия каждым учащимся себя, то есть своего потенциала и всех его сторон, организовать процесс, направленный на профессиональное самоопределение личности. Школа становится местом пробы сил учащихся, местом, в котором возможно осуществить выбор областей деятельности и её форм.
По мысли Л.И. Божович, подростковый возраст состоит из двух фаз: 12 – 15 лет и 15 – 17 лет. К концу подросткового возраста формируется самоопределение. Оно основано на устойчиво сложившихся к этому моменту интересах и стремлениях субъекта, характеризуется учетом своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение и связано с выбором профессии.
Старшеклассники в возрасте 14-16 лет (а именно в этом возрасте около половины учащихся реально должны осуществить выбор) не в состоянии самостоятельно и адекватно выбрать профессию, так как при выборе они ориентируются только на один какой-либо признак и не могут всесторонне проанализировать ситуацию. Только 40% учащихся старших классов выбирают профессию, руководствуясь интересом к содержанию труда в ней, тогда как содержание деятельности является наиболее важной ее стороной. Поэтому вряд ли можно ожидать, что они быстро найдут свою профессию, а также будут отличаться творческим отношением к избранной деятельности.
Профессиональная ориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Включает информацию о профессиях, о профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, индивидуальные консультации и т.д.
Профессионализм становится важнейшей особенностью человека, в какой бы сфере деятельности он не работал. Выбор профессии молодым человеком не должен быть случайным. Однако, как показывает практика этот выбор очень трудно реализовать: не каждый может оценить свои способности, выявить интересы, склонности, не хватает знаний о профессиях. Уровень самосознания подростка еще недостаточно сформировано. Квалифицированную помощь в процессе профессионального самоопределения должен оказать профконсультант или психолог в процессе консультации. Но одного признания непрерывности профессионального самоопределения недостаточно. Необходимо выявить специфику и особенности его протекания и методы стимулирования профессионального самоопределения учащихся. В связи с этим, существенно возрастает теоретическая и практическая актуальность изучения профессионального самоопределения старшеклассника в процессе обучения.
К сожалению, следует констатировать, что в литературе практически отсутствуют эмпирические исследования особенностей протекания профессионального самоопределения старшеклассников, остаются не выясненными вопросы стимулирования профессионального самоопределения. Эти знания необходимы не только для развития психологической теории профессионального самоопределения и профессионального становления субъекта труда в целом, но и для решения комплекса прикладных проблем, связанных с организацией непрерывного сопровождения и поддержки профессионала.
Поэтому актуальным является исследование методов стимулирования профессиональной ориентации старшеклассников. Актуальность, социальная значимость и недостаточная разработанность данной проблемы и обусловили выбор темы нашего исследования.
Цель исследования определить специфику профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения.
Объектом исследования является профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования - методика профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения.
В основу исследования положена следующая гипотеза: при своевременном проведении работы по стимулированию профессионального самоопределения учащихся старших классов в условиях профильного обучения, становление ценностно-профессиональной ориентации, мотивационной и профессиональной направленности старшеклассников, самооценки учащихся старших классов будет проходить более продуктивно.
Таким образом, задачи исследования следующие:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования и представить характеристику профессионального самоопределения учащихся в образовательной науке и практике, выявить принципы профессионального самоопределения учащихся;
2. охарактеризовать старший школьный возраст в отечественной возрастной и педагогической психологии, выявить особенности профессионального самоопределения старшеклассников;
3. рассмотреть формы и методы стимулирования профессионального самоопределения учащихся старших классов в условиях профильного обучения;
4. организовать и провести эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения;
5. подобрать, апробировать и выявить эффективность программы социально-педагогического стимулирования профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения;
6.Сформулировать рекомендации по стимулированию профессионального самоопределения учащихся старших классов.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: беседа, экспертная оценка, наблюдение, эксперимент;
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
В работе были использованы следующие диагностические методики:
1. Методика «ценностные ориентации» М. Рокича;
2.«Карта интересов». А. Е. Голомштока (изучение профессиональных интересов учащихся);
3. Диагностика направленности личности (В. Смекал, М. Кучер).
4. «Самооценка уровня притязаний» методике Шварцландера.
5.Методика MIM Ж. Нюттена.
6. Проективный "Тест профессиональных изображений", автор М. Ахтних.
База исследования: государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1128 г. Москвы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в выделении особенностей профессионального самоопределения старщеклассников и определении путей их социально-педагогического стимулирования профессионального самоопределения в условиях профильного обучения.
профессий. В такой атмосфере молодое поколение испытывает серьезные трудности, входя в самостоятельную жизнь. Одна из них – успешное, осознанное профессиональное самоопределение. Осложняет процесс профессионального самоопределения выпускников школ огромный поток информации о новых профессиях и специализациях (маркетолог, мерчандайзер, дистрибьютор, супервайзер, логистик и др.), замена традиционных названий профессий новыми (бухгалтер – экаунт-менеджер), открытие новых факультетов в вузах и отделений в колледжах, не прошедших апробацию на рынке труда (религиоведение, регионоведение и т.д.).
Поэтому столь важно оказать выпускнику, стоящему на пороге профессионального выбора, реальную помощь и поддержку, сориентировать его на самостоятельную оценку своих личностных и профессиональных намерений и возможностей. Исследования показывают, что процесс стимулирования и сопровождения профессионального самоопределения учащихся зачастую носит ситуативный, бессистемный характер. Актуальным и необходимым на сегодняшний день является формирование условий для системного, целенаправленного стимулирования профессионального самоопределения учащихся на всех уровнях образования, которое обеспечит их социальное и профессиональное становление и продвижение, способствуя постепенному вхождению ребенка в образовательную среду профессиональной школы, его адаптации в ней, обеспечивая возможность утверждения выпускника в правильности выбора сферы профессиональной деятельности, создания «личного профессионального плана».
Вам не подходит этот диплом? Мы рекомендуем Вам узнать точную стоимость дипломной работы именно по Вашим требованиям.
Другие по теме: