Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях профильного обучения

Репетиторские и информационные услуги студентам.
Напишем качественно, без плагиата!
Узнайте стоимость написания вашей
работы прямо сейчас.

Узнать стоимость
Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях профильного обучения

Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях профильного обучения

Год сдачи (защиты) дипломной работы: 2011 г.

Объем: 74 стр.

Скачать демоверсию

Содержание дипломной:

Заданная тема1: Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях профильного обучения

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения 9
1.1 Характеристика профессионального самоопределения учащихся в образовательной науке и практике. Принципы профессионального самоопределения учащихся 9
1.2 Старший школьный возраст в отечественной возрастной и педагогической психологии. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников. 20
1.3Формы и методы стимулирования профессионального самоопределения учащихся старших классов в условиях профильного обучения. 29
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения 36
2.1Первичная диагностика особенностей профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения 36
2.2 Экспериментальная проверка и анализ результатов эффективности программы социально-педагогического стимулирования профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения 52
2.3Методические рекомендации социальному педагогу по стимулированию профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения 63
Выводы по главе 2 67
Заключение 68
Список литературы 70
Приложения 75

Выдержка из дипломной работы

Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях не позволяет выстроить эффективную систему, направленную на осознанный выбор будущей профессиональной деятельности. Большинство выпускников и их родителей отдают предпочтение тому, чтобы знать основы «главных» предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться. Основная задача руководителей и педагогов – создать условия для открытия каждым учащимся себя, то есть своего потенциала и всех его сторон, организовать процесс, направленный на профессиональное самоопределение личности. Школа становится местом пробы сил учащихся, местом, в котором возможно осуществить выбор областей деятельности и её форм.
По мысли Л.И. Божович, подростковый возраст состоит из двух фаз: 12 – 15 лет и 15 – 17 лет. К концу подросткового возраста формируется самоопределение. Оно основано на устойчиво сложившихся к этому моменту интересах и стремлениях субъекта, характеризуется учетом своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение и связано с выбором профессии.
Старшеклассники в возрасте 14-16 лет (а именно в этом возрасте около половины учащихся реально должны осуществить выбор) не в состоянии самостоятельно и адекватно выбрать профессию, так как при выборе они ориентируются только на один какой-либо признак и не могут всесторонне проанализировать ситуацию. Только 40% учащихся старших классов выбирают профессию, руководствуясь интересом к содержанию труда в ней, тогда как содержание деятельности является наиболее важной ее стороной. Поэтому вряд ли можно ожидать, что они быстро найдут свою профессию, а также будут отличаться творческим отношением к избранной деятельности.
Профессиональная ориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Включает информацию о профессиях, о профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, индивидуальные консультации и т.д.
Профессионализм становится важнейшей особенностью человека, в какой бы сфере деятельности он не работал. Выбор профессии молодым человеком не должен быть случайным. Однако, как показывает практика этот выбор очень трудно реализовать: не каждый может оценить свои способности, выявить интересы, склонности, не хватает знаний о профессиях. Уровень самосознания подростка еще недостаточно сформировано. Квалифицированную помощь в процессе профессионального самоопределения должен оказать профконсультант или психолог в процессе консультации. Но одного признания непрерывности профессионального самоопределения недостаточно. Необходимо выявить специфику и особенности его протекания и методы стимулирования профессионального самоопределения учащихся. В связи с этим, существенно возрастает теоретическая и практическая актуальность изучения профессионального самоопределения старшеклассника в процессе обучения.
К сожалению, следует констатировать, что в литературе практически отсутствуют эмпирические исследования особенностей протекания профессионального самоопределения старшеклассников, остаются не выясненными вопросы стимулирования профессионального самоопределения. Эти знания необходимы не только для развития психологической теории профессионального самоопределения и профессионального становления субъекта труда в целом, но и для решения комплекса прикладных проблем, связанных с организацией непрерывного сопровождения и поддержки профессионала.
Поэтому актуальным является исследование методов стимулирования профессиональной ориентации старшеклассников. Актуальность, социальная значимость и недостаточная разработанность данной проблемы и обусловили выбор темы нашего исследования.
Цель исследования определить специфику профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения.
Объектом исследования является профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования - методика профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения.
В основу исследования положена следующая гипотеза: при своевременном проведении работы по стимулированию профессионального самоопределения учащихся старших классов в условиях профильного обучения, становление ценностно-профессиональной ориентации, мотивационной и профессиональной направленности старшеклассников, самооценки учащихся старших классов будет проходить более продуктивно.
Таким образом, задачи исследования следующие:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования и представить характеристику профессионального самоопределения учащихся в образовательной науке и практике, выявить принципы профессионального самоопределения учащихся;
2. охарактеризовать старший школьный возраст в отечественной возрастной и педагогической психологии, выявить особенности профессионального самоопределения старшеклассников;
3. рассмотреть формы и методы стимулирования профессионального самоопределения учащихся старших классов в условиях профильного обучения;
4. организовать и провести эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения;
5. подобрать, апробировать и выявить эффективность программы социально-педагогического стимулирования профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения;
6.Сформулировать рекомендации по стимулированию профессионального самоопределения учащихся старших классов.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: беседа, экспертная оценка, наблюдение, эксперимент;
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
В работе были использованы следующие диагностические методики:
1. Методика «ценностные ориентации» М. Рокича;
2.«Карта интересов». А. Е. Голомштока (изучение профессиональных интересов учащихся);
3. Диагностика направленности личности (В. Смекал, М. Кучер).
4. «Самооценка уровня притязаний» методике Шварцландера.
5.Методика MIM Ж. Нюттена.
6. Проективный "Тест профессиональных изображений", автор М. Ахтних.
База исследования: государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1128 г. Москвы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в выделении особенностей профессионального самоопределения старщеклассников и определении путей их социально-педагогического стимулирования профессионального самоопределения в условиях профильного обучения.
профессий. В такой атмосфере молодое поколение испытывает серьезные трудности, входя в самостоятельную жизнь. Одна из них – успешное, осознанное профессиональное самоопределение. Осложняет процесс профессионального самоопределения выпускников школ огромный поток информации о новых профессиях и специализациях (маркетолог, мерчандайзер, дистрибьютор, супервайзер, логистик и др.), замена традиционных названий профессий новыми (бухгалтер – экаунт-менеджер), открытие новых факультетов в вузах и отделений в колледжах, не прошедших апробацию на рынке труда (религиоведение, регионоведение и т.д.).
Поэтому столь важно оказать выпускнику, стоящему на пороге профессионального выбора, реальную помощь и поддержку, сориентировать его на самостоятельную оценку своих личностных и профессиональных намерений и возможностей. Исследования показывают, что процесс стимулирования и сопровождения профессионального самоопределения учащихся зачастую носит ситуативный, бессистемный характер. Актуальным и необходимым на сегодняшний день является формирование условий для системного, целенаправленного стимулирования профессионального самоопределения учащихся на всех уровнях образования, которое обеспечит их социальное и профессиональное становление и продвижение, способствуя постепенному вхождению ребенка в образовательную среду профессиональной школы, его адаптации в ней, обеспечивая возможность утверждения выпускника в правильности выбора сферы профессиональной деятельности, создания «личного профессионального плана».

Скачать демоверсию

Вам не подходит этот диплом? Мы рекомендуем Вам узнать точную стоимость дипломной работы именно по Вашим требованиям.

Другие по теме:

Влияние типов темперамента на проблемы профессионального самоопределения старшеклассников. --82 стр.
Разработка методики использования психолого-педагогических методов формирования личностной зрелости старшеклассников--68 стр.

Спецпредложения

Защитная речь бесплатно

При заказе диплома вы получите защитную речь бесплатно

Узнать больше

Защитная речь бесплатно

При заказе диплома вы получите защитную речь бесплатно

Узнать больше

Наши авторы

Все, что вы хотели узнать о наших авторах...

Узнать больше

Схема нашей работы

Узнайте все этапы Вашего заказа

Узнать больше

Узнать стоимость заказа

Вы можете узнать стоимость дипломной работы, заполнив форму

Узнать больше