Особенности социально-психологической адаптации детей к обучению в средней школе
Год сдачи (защиты) дипломной работы: 2015 г.
Объем: 99 стр.
Содержание дипломной:
Заданная тема1: Особенности социально-психологической адаптации детей к обучению в средней школе
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретическая часть исследования социально - психологической адаптации учащихся 5-х классов 7
§1.1 Понятие адаптации в психологии, ее виды 7
§2.2. Особенности психического развития и учебной деятельности в младшем подростковом возрасте 11
§1.3. Адаптация к обучению в средней школе, возможные трудности 26
§1.4 Особенности школьных программ «Школа 2000….» и 38
«Школа России» 38
§ 1.5. Влияние родителей на адаптацию ребенка в школе 52
ГЛАВА 2. Эмпирическая часть исследования особенностей социально-психологической адаптации учащихся 5-х классов, обучающихся по разным образовательным программам 58
§2.1. Характеристика выборки и методов исследования 58
§2.2. Результаты исследования 66
§2.3. Выводы по исследованию 79
§ 2.4. Рекомендации родителям и педагогам для повышения уровня социально- психологической адаптации младших подростков 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
Список литературы 96
Приложения ……………………………………………………………………100
Выдержка из дипломной работы
В настоящее время увеличивается количество дезадаптированных школьников, что приводит к нарушениям социальной адаптации, эмоциональным нарушениям, к депрессиям. Особенно это важно в младшем школьном возрасте, когда ребенок адаптируется к обучению в средней школе и познавательная учебная деятельность постепенно утрачивает позицию ведущего вида деятельности. Социальная дезадаптация у младших подростков ведет за собой негативные переживания, трудности в обучении и взаимоотношениях. У детей и подростков эмоциональные состояния оказывают большое влияние на развитие других сфер психики. С.Л. Рубинштейн, Б.И. Додонов, В.В.Лебединський, К.Е. Изард и другие исследователи говорят, что эмоциональная сфера « ядром личности» и оказывает регулирующее воздействие на все стороны жизнедеятельности человека» [32].
Затяжные отрицательные эмоциональные состояния не только осуществляют нежелательное воздействие на деятельность человека, но и могут вызвать нервные и психические расстройства, а также органические заболевания. Итак, для школьников эмоциональные состояния играют большую роль как в достижении желаемых результатов в обучении, так и в сохранении психического и физического здоровья...
Социально-психологическая адаптация рассматривается в научной литературе как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильному соотношению целей и ценностей личности и группы [16]. Необходимость в социально-психологической адаптации обычно возникает при изменении привычных социальных условий или при изменении способа взаимодействия с привычной средой. Её можно также представить как часть процесса самосознания в общем процессе социализации, когда человек пытается раскрыть и осознать своё отношение к социальным ролям, а также ищет новые социальные связи и отношения [17].
В научной литературе наблюдается отсутствие четких разграничений в определениях понятий «социально-психологическая адаптация», «социальная адаптация», «социализация», «психическая адаптация» [6]. Обычно принято выделять два вида адаптации – психофизиологическую и социально-психологическую. Причем социально-психологическая адаптация имеет два уровня:
1. поведенческий уровень (социальная адаптация);
2. внутриличностный уровень (психологическая, психическая адаптация)...
Одним из сложных адаптационных периодов является обучение в 5- м классе. Трудности в приспособлении к условиям школьного обучения - одна из острейших проблем, с которой в последнее время все чаще сталкиваются педагоги, работающие в среднем звене. Все чаще педагоги говорят о дезадаптации школьников, при переходе в среднее звено школы ее риск особенно велик, это обусловлено как личностными психическими особенностями младших подростков, так и изменениями в системе обучения. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе « классный руководитель - учителя - предметники », часто к кабинетной системе.
Дезадаптированность учащихся приводит к неадекватному, плохо контролируемому поведению, конфликтным отношениям, проблемам в учебной деятельности. Нормальная же адаптация к обучению в школе залог успешной деятельности, физического и психического здоровья школьника...
Вам не подходит этот диплом? Мы рекомендуем Вам узнать точную стоимость дипломной работы именно по Вашим требованиям.
Другие по теме: