Роль обрядов в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста
Год сдачи (защиты) курсовой работы: 2011 г.
Объем: 43 стр.
Содержание курсовой:
Заданная тема: Роль обрядов в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы социализации детей старшего дошкольного возраста посредством обрядов 6
1.1. Теоретические подходы к изучению социализации детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Значение обрядов в воспитании детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Обычаи и обряды с участием дошкольников 16
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование использования обрядов в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста 20
2.1. Выявление осведомленности субъектов воспитательного процесса об обрядах и их использовании в процессе социализации 20
2.2. Разработка модели социализации дошкольников с использованием обрядов 24
2.3. Рекомендации по использованию обрядов в социализации современных дошкольников 29
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 36
Немного тезисов из работы
Введение
Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.
Глава 1. Теоретические основы проблемы социализации детей старшего дошкольного возраста посредством обрядов
1.1. Теоретические подходы к изучению социализации детей старшего дошкольного возраста
Идеи гуманистической направленности процесса обучения и воспитания ребенка утверждают приоритет всеобщих человеческих ценностей: свободной личности ребенка, развития его талантов и возможностей, личностного и равноправного общения с другими людьми. Современное общество формирует заказ на человека нового типа: творческого, активного, мобильного. Воспитание на данном историческом этапе призвано сформировать у ребенка умение конструировать социальную реальность и главным его итогом можно считать наличие у человека социальной мобильности.
1.2. Значение обрядов в воспитании детей старшего дошкольного возраста
Процесс социализации происходит постепенно. Старший дошкольный возраст - один из наиболее сензитивных и динамичных периодов в воспитании и развитии ребенка, так как синтез освоенного в детстве культурного наследия формирует базис личностного становления. Однако большее количество основных свойств и качеств личности складывается в детстве, исключение составляют лишь те, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта, формирования жизненного мировоззрения.
1.3. Обычаи и обряды с участием дошкольников
В системе традиционного мировоззрения выпадение молочных и появление основных зубов (dentes permanentes) является важным знаком, меняющим как внешний вид ребенка, так и его социальное положение. К примеру, в средневековой Японии детей, не доживших до 7 лет, хоронили отдельно, что весьма неоднозначно указывает на их социально неполноценный статус. Что же касается более полного списка изменений, то он состоит из 3 основных пунктов.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование использования обрядов в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста
2.1. Выявление осведомленности субъектов воспитательного процесса об обрядах и их использовании в процессе социализации
Анализ понятийного аппарата темы позволил выявить основные категории, необходимые для понимания объекта и предмета исследования:
Этническая (народная) культура – зафиксированная в результатах и орудиях труда материальная и духовная деятельность человека, передаваемая от поколения к поколению: фольклор, героический эпос, музыкально-песенное искусство, традиции, предметы народных промыслов, орудия и способы их изготовления и т.д.
2.2. Разработка модели социализации дошкольников с использованием обрядов
Модель представляет собой интегрированную художественно-игровую среду, в которой возникают ситуации межличностного общения между детьми старшего дошкольного возраста, проявляющие социальное поведение детей и формирующие их социальный опыт. Включение воспитателей в процесс воспитания социального поведения детей обеспечивается методами воспитания, интегрирующими в себе ценностный потенциал норм и правил социального поведения людей, отраженных в обрядах, поговорках, пословицах, играх русского народа.
За сколько мы сможем выполнить Вашу курсовую?