Активация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза
Год сдачи (защиты) дипломной работы: 2018 г.
Объем: 52 стр.
Содержание дипломной:
Заданная тема1: Активация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА 6
1.1. Понятие лидерского потенциала личности студента 6
1.2. Специфика личностного роста студента под влиянием образовательной среды вуза. 11
1.3. Основные условия психолого-педагогического обеспечения активизации лидерского потенциала личности студента.. 17
Выводы по 1 главе. 22
Глава 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕЕССЕ ВУЗА 23
2.1. Организация и методы исследования. 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов. 25
Выводы по 2 главе. 34
Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ 35
3.1. Психолого-педагогические пути развития лидерских качеств студентов. 35
3.2. Внеучебная деятельность как особое пространство поддержки лидерского потенциала студентов. 39
Выводы по 3 главе 44
Заключение 45
Список литературы 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Выдержка из дипломной работы
В настоящее время образовательный процесс вуза строится с учетом ситуации конкуренции на рынке труда, поэтому на первый план выдвигаются задачи повышения культурно-познавательного уровня студентов, завершения процесса формирования тонких коммуникативных умений, а также навыков самопрезентации. Именно в студенческом возрасте индивид начинает складываться в качестве самостоятельной личности, для которой важен процесс самоактуализации и самореализации, раскрытия способностей и талантов. Безусловно, что общество не перестает нуждаться в компетентных специалистах, готовых не только принимать серьезные решения, но и брать на себя ответственность за достижение поставленных целей. Кроме того, вузы, работая со студентами во всех направлениях их подготовки, не обходят вниманием задачу самоанализа и саморефлексии, т.е. умения прогнозировать результат и выстраивать адекватные взаимоотношения к окружающими. Все эти личностные качества студента образуют сущность лидерского потенциала, раскрытие и развитие которого может быть осуществлено в образовательном процессе вуза. Проявление лидерских качеств далеко не всегда связано с высокой степенью коммуникативности, инициативности и активности – напротив, существует феномен и внутреннего лидерства, т.е. полноценной сосредоточенности, решительности и логического подхода к решению задач. В рамках данной работы актуальным является рассмотрение особенностей раскрытия лидерского потенциала студентов в обоих направлениях – и внешнем (лидер группы), и внутреннем (самостоятельный лидер). При этом особая актуальность исследования заключается в анализе роли образовательного процесса и среды вуза, которая и влияет на формирование основных лидерских черт и особенностей...
В целом, образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученика [37]. С синергетической позиции образовательная среда понимается как пространство, обладающее собственными закономерностями и созданное с целью организации взаимодействия субъектов образовательного процесса с окружающим миром (сферой науки и исследований, культуры и искусства). Образовательная сфера способствует раскрытию интеллектуального и духовного потенциала отдельной личности. Существует важная черта этого явления, оцениваемого в качестве системы: человек, играющий роль субъекта образования, также системен по своей сути. В результате его пребывание в образовательной среде влияет на активность ее познания и на факт взаимовлияния. В целом образовательная среда трактуется исследователями как всякое пространство социального и культурного характера, в границах которого происходит личностное развитие. Есть несколько главных концепций, раскрывающих понятийную сущность образовательной среды: эколого-личностная (В.А. Ясвин), коммуникативно-ориентированная (В.В. Рубцов), антрополого-психологическая (В.И. Слободчиков), психодидактическая (В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.А. Ясвин), экопсихологическая (В.И. Панов) [37]. Образовательная среда в оценке В.А. Ясвина определяется так же, как и в общем отношении: в виде системы факторов, при которых личность складывается и развивается, получая определенные возможности когнитивной социализации. Трактовка В.В. Рубцова отличается большей детальностью, т.к. он делает акцент на возрастной специфике образовательной среды, определяя ее как коммуникативно-познавательную общность для ребенка и взрослого. В это понятие он также включает проблему рефлексии и саморефлексии (эти качества начинают формироваться в образовательном процессе), вопросы самостоятельной организации общения и взаимопонимания. В восприятии С.Д. Дерябо, образовательная среда – это синтез всех методов и инструментариев, подходящих для общеличностного роста. По словам В.И. Слободчикова, образовательная среда не является данностью, т.к. она возникает на основе необходимых условий и обстоятельств, при которых запускается образовательный процесс. Начало складывания такой среды будет тогда, когда осуществится встреча возможного учителя и возможного ученика для дальнейшего проектирования уже совместной деятельности, выстраивания взаимосвязей и взаимоотношений...
Нами проведено исследование активизации лидерского потенциала студентов в образовательном процессе и среде вуза. В ходе работы над теоретической частью исследования мы выяснили, что образовательная среда вуза – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности студента. Структура образовательной среды исследовалась Е.А. Климовым, Я. Корчаком. Образовательная среда вуза обладает внутренними и внешними ресурсами, собственной структурой и специфическими свойствами. Студенческий возраст – это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых. Лидерство, как понятие гуманитарных наук, имеет динамическую характеристику, проявляется в межличностных контактах, основная сущность лидерства определяется властью и доминированием. Лидерский потенциал студента определен как развивающаяся система его способностей и ресурсных возможностей успешно проявлять лидерские качества в данных объективных условиях. Лидерский потенциал студента – это социально- психологическая и мыслительная гибкость, творческость и общая активность, стремление развиваться. Успешная активизация лидерского потенциала студентов вуза обеспечивается следующими педагогическими условиями: создание насыщенной конкурентной внутривузовской среды, обучение студентов специальным упражнениям для самостоятельной работы по развитию личностных качеств, обеспечение студентов возможностями реализации лидерских умений и навыков в квазипрофессиональной деятельности. Со стороны педагогического сопровождения становления студента в вузе наиболее ценна образовательная стратегия ориентирования, повышающая мотивация уровень мотивации и рефлексии...
Вам не подходит этот диплом? Мы рекомендуем Вам узнать точную стоимость дипломной работы именно по Вашим требованиям.
Другие по теме: