Учебник как средство развития информационной грамотности в процессе изучения окружающего мира

Репетиторские и информационные услуги студентам.
Напишем качественно, без плагиата!
Узнайте стоимость написания вашей
работы прямо сейчас.

Узнать стоимость
Учебник как средство развития информационной грамотности в процессе изучения окружающего мира

Учебник как средство развития информационной грамотности в процессе изучения окружающего мира

Год сдачи (защиты) дипломной работы: 2011 г.

Объем: 61 стр.

Скачать демоверсию

Содержание дипломной:

Заданная тема1: Учебник как средство развития информационной грамотности в процессе изучения окружающего мира

Введение 3
1 Развитие информационной грамотности ученика как педагогическая проблема 8
1.1 Понятия и концепции информационной грамотности 8
1.2 Проблема развития информационной грамотности в педагогике 14
1.3 Роль учебника в информационной грамотности 27
2 Работа с учебником на уроках естествознания 36
2.1 Место учебника на уроках окружающего мира 36
2.2 Общая характеристика структурных компонентов учебника 40
2.3 Организация работы с учебником на уроке 45
2.3.1 Дидактические условия организации работы с учебником на уроке 45
2.3.2 Приемы работы с учебником «Окружающий мир» на уроке 49
Заключение 58
Литература 62

Выдержка из дипломной работы

Задача естественнонаучного образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях естественных наук, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить книга.
Существует множество различных объективных и субъективных причин, по которым учителя редко обращаются к учебнику и дополнительной литературе на уроке: желание показать свою эрудицию, ложный страх, что ученики сочтут незнайкой, неудачные учебники, стремление к новым формам работы и т.д. Как правило, учебник используется для закрепления и повторения материала дома. Дополнительная литература используется для расширения знаний по предмету и повышения интереса учащихся. Работа с книгой на уроке, под руководством учителя, позволяет использовать его не только как источник информации, но и как средство для формирования учебных навыков. Таких, как умение самостоятельно получать знания, находить и выделять главное, систематизировать и фиксировать мысли в виде планов, конспектов, схем, таблиц и опорных конспектов, которые облегчают формирование приемов сравнения и обобщения.
Особенно важно систематически использовать учебник в школьном курсе естествознания с 1 класса с тем, чтобы при дальнейшем изучении данного предмета эта работа велась также систематически. При этом сформированность элементарных умений и навыков работы с книгой у учащихся начальных классов явится основой для формирования более сложных умений этой работы в средних классах и у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.
Вопросы и задания учебника используются для организации наблюдений, опытов, беседы на разных этапах урока, в проверке знаний, для проработки материала дома. Кроме этого, вопросы и задания применяются для организации работы с текстами и иллюстрациями учебника.
Г.Н. Аквилева и З.А. Клепинина рекомендует разнообразные приемы работы и с иллюстрациями. Как уже отмечалось, иллюстрации в учебниках естествознания выполняют информационную функцию. С целью получения этой информации используется прием рассматривания, целенаправленного наблюдения. «Чтение» информации достигается постановкой вопросов, направляющих внимание детей на важные элементы изображения. Кроме того, широко используется при работе с иллюстрациями учебника прием сравнения. Сравнивают изображения на иллюстрациях с тем, что дети наблюдали в природе, или иллюстрации между собой, например: состояние местности в разные времена года. Сравнение помогает выделить сходства и различия предметов, ландшафтов; уточнить их признаки, связи с окружающими предметами природы.
Сравнение иллюстраций и содержания статьи помогает конкретизировать текст, сформировать полные и четкие представления о тех объектах, о которых идет речь в учебнике.
Прием составления рассказа, с опорой на иллюстрации учебника, также широко используется в практике работы, особенно часто при проверке знаний. Разнообразие иллюстраций, вопросов и заданий делают возможным реализацию индивидуального подхода к учащимся при работе с учебником.
На уроках «Окружающего мира» следует вести работу со всеми компонентами учебника, поэтому использовать разнообразные приемы работы, в различных сочетаниях.
В настоящее время в дополнение к учебникам разрабатываются тетради на печатной основе. В комплекте учебник-тетрадь ведущую роль играет учебник, а тетрадь способствует конкретизации, углублению и расширению знаний, излагаемых в учебнике; формированию практических умений и навыков, приемов самостоятельной работы. Работу с тетрадью на уроке проводят при проверке знаний, закрепление их. Кроме того, работа с тетрадью включается в домашнее задание. Школьники выполняют в тетрадях практические работы, ведут записи наблюдений. Следует отметить еще один немаловажный момент: при работе с тетрадью повышается скорость выполнения заданий. В последние годы идет активный поиск новых форм учебных пособий. Создаются альбомы - задачники, справочные материалы, тетради для проверки знаний, атласы, хрестоматии и т. д. Бесспорно, все эти пособия помогают учителю дать детям более глубокие знания по большинству вопросов программы начальных классов.

Скачать демоверсию

Вам не подходит этот диплом? Мы рекомендуем Вам узнать точную стоимость дипломной работы именно по Вашим требованиям.

Другие по теме:

Спецпредложения

Защитная речь бесплатно

При заказе диплома вы получите защитную речь бесплатно

Узнать больше

Защитная речь бесплатно

При заказе диплома вы получите защитную речь бесплатно

Узнать больше

Наши авторы

Все, что вы хотели узнать о наших авторах...

Узнать больше

Схема нашей работы

Узнайте все этапы Вашего заказа

Узнать больше

Узнать стоимость заказа

Вы можете узнать стоимость дипломной работы, заполнив форму

Узнать больше