Механизм нарушения чтения и письма младших школьников
Год сдачи (защиты) дипломной работы: 2010 г.
Объем: 90 стр.
Содержание дипломной:
Заданная тема1: Механизм нарушения чтения и письма младших школьников
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование механизма нарушения чтения и письма у младших школьников 7
1.1Психофизиологическая структура акта письма. Дисграфия. Дизорфография. Характеристика специфических ошибок письма 7
1.2Становление навыка чтения у младших школьников. Дислексия: понятие, виды, характеристика 18
Глава 2. Экспериментальное исследование механизма нарушения чтения и письма у младших школьников 31
2.1Цель, задачи, гипотеза экспериментального исследования по диагностике нарушений письма и чтения у младших школьников 31
2.2Характеристика испытуемых и базы исследования. Программа эксперимента 32
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
Глава 3. Методика коррекции нарушений письма и чтения 45
3.1 Упражнения и занятия по коррекции нарушений чтения и письма младших школьников. Формирующий эксперимент 45
3.2Динамика сформированности навыков чтения и письма у младших школьников после проведения формирующей работы 59
Заключение 66
Список литературы 68
Приложения 72
Выдержка из дипломной работы
Изучение состояния письма и чтения в массовых школах позволяет сделать заключение о резко возросшем за последние годы количестве детей, имеющих специфические нарушения письменной речи. По данным современных исследований, у школьников, имеющих нарушения чтения и письма, при комплексном обследовании во многих случаях обнаруживается симптомокомплекс, характерный для стертой формы дизартрии. Письмо и чтение как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Одной из наиболее распространенных причин дезадаптации у детей младшего школьного возраста является нарушение письменной речи (дисграфия, дислексия и дизорфография). Проблема нарушения письменной речи является актуальной. Ее разработкой занимались известные ученые: П. Л. Горфункель, А. Р. Лурия, И. М. Садовникова, Р. И. Лалаева, В. И.
В последние годы в научных трудах, посвященных исследованию нарушений чтения и письма у младших школьников, отмечается, что дислексия является следствием недостаточной сформированности функциональной основы процесса чтения, т.е. вербальных и невербальных высших психических функций, обеспечивающих становление данного навыка (А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Н.С.Старжинская, Т.Б.Филичева, P.Gardner, B.Hornsby, T.R.Miles, P.Ott, M.J.Snowling и др.). К числу психических функций, лежащих в основе формирования навыка чтения, ученые относят устную речь (ее фонетико-фонематическую сторону и лексико-грамматический строй), пространственные представления, зрительный гнозис, зрительно-моторную координацию, сукцессивные операции, слухоречевую и зрительную память, а также профиль латеральной организации (Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, В.И.Голод, С.Ф.Иваненко, О.Б.Иншакова, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, И.Н.Садовникова, А.В.Семенович, Э.Г.Симерницкая, Л.Ф.Спирова и др.). Исследователями особо подчеркивается, что становлению навыка письма и чтения препятствует совокупность нарушений указанных психических функций, поскольку в этом случае сразу несколько компонентов функционального базиса чтения оказываются дезорганизованными.
участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Чтение, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Сложные условно-рефлекторые связи письменной речи присоединяются к уже сформировавшимся связям второй сигнальной системы (устной речи) и развивают её. Нарушения процесса чтения создает все условия для отставания ребенка в ходе обучения, коммуникативным сложностям и тд.
В нашем исследовании мы провели исследование научной литературы и определить психофизиологическую структуру акта письма, охарактеризовать понятия дисграфии, дизорфографии и представить характеристику специфических ошибок письма; определить особенности становления навыка чтения у младших школьников, рассмотреть дислексию как нарушение навыка чтения. С учетом полученных теоретических знаний, было организовано и проведено эмпирическое исследование механизма нарушения чтения и письма у младших школьников, в ходе которого был выявлен невысокий уровень сформированности навыков письма и чтения, что определило необходимость подбора и апробации методики коррекции нарушений письма и чтения. Формирующая работа проводилась в течение 1 месяца, после чего средствами проведения контрольного эксперимента была выявлена положительная динамика развития навыка письма и чтения у школьников, что указало на эффективность и результативность формирующей работы.
Вам не подходит этот диплом? Мы рекомендуем Вам узнать точную стоимость дипломной работы именно по Вашим требованиям.
Другие по теме: