психолого-педагогические методы развития креативности среди молодежи в возрасте от 16 до 18 лет
Год сдачи (защиты) дипломной работы: 2009 г.
Объем: 80 стр.
Содержание дипломной:
Заданная тема1: психолого-педагогические методы развития креативности среди молодежи в возрасте от 16 до 18 лет
Введение 3
Глава 1 Теоретические основания решения проблемы развития креативности 7
1.1 Анализ состояния проблемы развития креативности личности в психологической науке 7
1.2 Психолого-педагогические особенности молодежи в возрасте 16-18 лет 14
1.3 Методы и методики изучения развития креативности молодежи 16-18 лет 23
1.4 Особенности применения методов развития креативности в теории и практике работы с молодежью, их систематизация 28
Глава 2 Организация и методы эмпирического исследования 36
2.1 Организация исследования 36
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 38
2.3 Психолого-педагогические рекомендации для учителей и родителей по развитию креативности молодежи 16-18 лет 49
Заключение 71
Литература 73
Приложение 1 79
Приложение 2 80
Выдержка из дипломной работы
Введение:
Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н. Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях развития личности.
Актуальность проблемы развития творческой личности обусловлена, с одной стороны, социально-экономической динамикой и потребностями общества, необходимостью разработки инновационных, нестандартных идей, поиска эффективных стратегий в развитии всех социальных отношений (человек – человек, человек – природа, человек – общество, человек – техника, человек – знаковая система, человек – художественный образ), с другой стороны, процессами гуманизации образования, где центром и ценностью является человек, его способности и возможности реализации в современном мире. Творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. В связи с этим возникает необходимость развития прикладной антропологии, психокультуры, разработки технологий саморазвития, самосозидания.
Глава 2:
В рамках проведённого нами исследования по изучению детерминант творческого мышления в юношеском возрасте одной из основных задач являлось выявление особенностей творческого мышления учащихся старших классов. Исследователи неоднократно подчёркивали, что в этом возрасте учащиеся наиболее способны к творчеству, к формулированию эвристических гипотез. Развитие творческого мышления приобретает новую специфику, определяемую, с одной стороны, возрастными факторами, с другой, новыми условиями жизнедеятельности, обучения, межличностного общения и взаимодействия. В психологической литературе имеются противоречивые сведения о возрастных особенностях проявления творческих способностей: одни авторы высказывают мнение о том, что креативность проявляется неравномерно, с интервалом в четыре года – в пять, девять, тринадцать и семнадцать лет. Другие же, приводят данные, что уровень развития творческого мышления остается относительно стабильным с 3 до 15 лет, а от 15 до 18 резко возрастает [10,26]. Но и в первом, и во втором случае юношеский возраст отмечен как сензитивный для развития творческого мышления. Таким образом, на период обучения в старших классах приходится один из пиков развития творческого мышления, для которого характерны достаточно высокая степень осознанности и отсутствие спонтанности.
Диагностика по методике Медника (вербальная креативность) дала следующие результаты (табл.3)
Заключение:
Проблема творчества важна и актуальна по многим причинам, прежде всего потому, что творчество - это широко масштабная тема. От ее изучения зависит понимание механизмов развития как человека, так и общества. В свете этой значимости становится все более очевидным, что проблема творчества еще недостаточно хорошо изучена. Обсуждение вопроса о творчестве затрагивает две проблемы. Первая - это проблема источников творчества. Вторая - проблема механизмов: при каких условиях имеет место творчество, что представляет собой процесс творческого акта, как человек создает нечто новое, как вообще возникает новое, не существовавшее ранее?
Итак, теоретическое обобщение работ по проблеме развития творческого мышления позволяет характеризовать старший школьный возраст, как сензитивный для развития творческого мышления. Экспериментально выявлены характерные особенности творческого мышления учащихся старших классов. К ним относится более высокий уровень развития всех составляющих вербальной стороны мышления (беглости, гибкости, оригинальности, уникальности) в сравнении с невербальной. Если показатели гибкости, вербальной стороны являются наиболее высокими, а невербальной наиболее низкими, то показатели оригинальности напротив более высокие невербальные и наиболее низкие – вербальные. В развитие вербальной и невербальной сторон творческого мышления не имеется тесной взаимосвязи, то есть развитие одной из его сторон не способствует развитию другой стороны.
Вам не подходит этот диплом? Мы рекомендуем Вам узнать точную стоимость дипломной работы именно по Вашим требованиям.
Другие по теме: